Мысли в слух!

Мысли в слух!


Приходилось ли вам видеть, как на хорошо уложенной асфальтовой дорожке вдруг вздувается бугорок? Через некоторое время он лопается, и из центра развороченных глыб показывается тонкий зеленый росток. Хрупкий, ломающийся от любого прикосновения. 

Так и ребенок, пришедший в школу, в силу различных причин может потерять желание учиться и свою истинную индивидуальность. Что поможет избежать этого губительного явления?

Мы часто говорим о том, в чем мы нуждаемся, но редко упоминаем то, чего нам не хватает на самом деле. 

Не хватает нам любви к детям. Есть простая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Тот же смысл выражает пословица «Сколько положишь, столько и получишь». Верные вроде бы формулы. Только если следовать лишь им, добьешься одного воспроизводства. Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимает ровно столько же, сколько посеял. Он должен получить прибавок, ведь только тогда он выживет. 

Так же точно и школа должна бы существовать. Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? В пространстве человеческих знаний и в области технологий. А как с духовностью? Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. Меньше становится доброты, милосердия. Грубее и жестче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. Любовь к детям стала напоминать любовь к имуществу, а должна быть ценностью постоянной. 

Меняются времена, подходы к образованию, методики, стандарты, а вместе с этим с экранов телевизора, из сознания людей уходят образы учителей-мужчин, созданные Вячеславом Тихоновым, Олегом Борисовым. Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины - немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь. 

Как бы мы ни хотели, но обучение построено на принципе практических предписаний: надо делать так. Большинство всегда и не хотело думать и решать самостоятельно. Но некоторые умственно непоседливые всегда хотели докопаться до первопричин сами. Хочется верить, что изменения, грядущие с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, увеличат количество почемучек, которых на вопрос «почему» не устроит ответ «потому», или «есть такой закон природы», «так заведено». 

Не секрет, учебные предметы делят на то, «что надо в жизни» и «что не надо». Огромный процент родителей, учеников да и преподавателей других предметов относят технологию к второстепенным предметам. Но многие ли из нас в данный момент смогут назвать формулу сечения, воссоздать бензольные кольца, найти в тексте сложную синтаксическую конструкцию?! А вот однажды научившийся держать в руках молоток, вязать, что-либо готовить во взрослой жизни не утратит этот навык. Если это человеку интересно, то он может обеспечить и себя, и свою семью. А элементарные навыки, такие как зашить, прибить, распилить? Бывает и такое, что эти элементарные вещи дети осваивают только на уроках технологии, а не дома в силу занятости своих родителей.

Дети вроде бы похожи на нас, а вроде бы и совсем другие. Они – жители мира детства, покинувшие свою родную планету и бредущие в наш мир – мир взрослых. Школа – это такой промежуточный этап, на границе миров. Нам, учителям, важно не только учить, но и учиться, не только говорить, но и слушать. Современный мир меняется всё быстрее, каждое новое поколение сильнее отличается от предыдущего. Только если мы сможем понять их, они смогут понять нас, и связь поколений тогда не прервется.

И, конечно же, кроме учителей есть пример родителей. Если ребенок не видит интереса к образованию у своих родителей и не получает от них такой подпитки, заряда, стремления овладеть знаниями, то редко эти качества проявятся в школьнике. Донести до своего чада необходимость постоянной учебы гораздо важнее, чем подарить какую-либо обновку или даже автомобиль. 

Обратили ли Вы внимание на тот факт, что из жизни школьников практически пропало такое понятие, как шпаргалка. Им это заменяют всевозможные технические гаджеты: не только мобильные телефоны, но и прочие технические средства, которые позволяют им быстро, не напрягаясь, решить домашние задания, на экзамене какую-то информацию поднять. Конечно, если бы у них была такая же тяга и такая же готовность использовать технические новшества в процессе обучения, а не только во время экзамена, наверное, им было бы проще овладевать знаниями. Я за разумное и продуктивное использование гаджетов в школе!

Ещё бывает сложно найти баланс между строгостью и добротой. Как часто мы, учителя, поощряем легкое и пустое отношение обучающихся к времени, не задумываясь о том, что в немалой степени мы формируем привычку к определенной технологии труда. Не выучил сегодня, не сделал к указанному сроку - печально, но не беда. Потом наверстает. В погоне за процентом качества успеваемости, за нежеланием прослыть злым (а значит плохим) не ставим заслуженную двойку. Так подаренные в угоду кому-либо троечки формируют стойкую привычку к ничегонеделанью, способную навредить в дальнейшей жизни.

Должен ли учитель быть эталоном, идеалом? Нет. Примером, да. Но при этом не кичиться своею правильностью, не жить по каким-то писаным правилам. Достойно оказаться настоящим, живым, близким ученику, быть искренним и всегда следовать своему слову. Где-то ошибаться – не без этого, но признавать это, быть готовым извиниться, если на самом деле не прав, не жалеть лишней минуты для ученика, уметь ободрить его, помочь в трудной ситуации. 

Всемирная паутина на запрос о миссии учителя выдает почти 2 миллиона ответов, суть которых сводится к тому, что предназначение учителя обозначено словами Некрасова: «сеять разумное, доброе, вечное». Главное, увлекшись общей идеей, сделать так, чтобы "опыты быстро текущей жизни" наших детей не были слишком горькими и не оказались сильнее всего доброго и прекрасного, что может и должна в них заложить школа, чтобы не сломать хрупкий зеленый росточек, пробившийся сквозь асфальт, и позволить ему зацвести.

Комментариев нет:

Отправить комментарий